"Реанимация" стиральной
Ничто не вечно под луной, в том числе и бытовые стиральные машины. Изнашиваются в процессе работы подшипниковые узлы, трущиеся друг о друга детали, "стареют" уплотнительные элементы, корродирует соприкасающийся с агрессивной средой (моющим раствором) металл, "горят" электродвигатели... Даже токонесущие жилы электрошнуров не выдерживают. Более того: от частых изгибов, скручивания-разматывания именно здесь нередко возникают "скрытые" неисправности.
Стирать на таких машинах нельзя. Везти в ремонтную мастерскую - хлопотно и накладно. Остается одно: "реанимация" на дому. И этого не надо бояться.
Об особенностях ремонта бытовых стиральных машин в домашних условиях рассказывает публикуемый ниже материал.
Практически в каждой семье имеется бытовая стиральная машина. Чаще всего с так называемым активатором - находящимся на рабочем валу ребристым "захватывающе-моющим" диском. Ведь эти электромеханические помощники особой сложностью (а значит - и ценой, доступностью) не отличаются. Работают они до поры до времени довольно-таки неплохо. Но потом начинают вдруг "капризничать". Доходит даже и до отказов в работе.
Как свидетельствует статистика, самыми "слабыми" местами у стиральных машин (типа СМР - 1,5 "Волга", например) являются (см. рис.) узел рабочего вала (изнашиваются сальник-манжета, бронзовая втулка, служащая вкладышем подшипника скольжения, и контактирующая с ними часть самого вала), а также электродвигатель (АЕР-16 или аналогичный, с недостаточно защищенными от попадания на них моющего раствора обмотками). Но похоже, что и у "электромеханических прачек" других конструкций - те же беды-заботы. Отсюда вывод: при "ревизии" раскапризничавшейся или вышедшей из строя стиральной машины особое внимание следует уделить именно этим перечисленным выше узлам-деталям. И не просто ремонт тут надо организовывать, а... модернизацию "прачечной техники".
Так как возникновение "чисто электрических" неполадок у стиральных машин чаще всего связано с "недочетами в механике", с потеками агрессивного моющего раствора, начинать целесообразнее, видимо, с механической части конструкции: вплотную заняться узлом рабочего вала. Для модернизации здесь необходимо выточить новый вал, на котором будет прочно укреплен активатор, а также изготовить стакан, распорную втулку и опорную шайбу (см. рис.). Причем из-за контакта с химически активной средой все металлические детали рекомендуется выполнять из "нержавейки" (например, из Стали 12x18 Н10Т). Затем расточить корпус насоса до диаметра 38+0,1 мм, по месту рассверлить и нарезать резьбу М4 для крепления стакана.
Что касается самого активатора, то из него высверливают старый вал. А после соответствующей проточки закрепляют на "эпоксидке" конец нового вала. Но можно применить здесь и любой влагостойкий клей.
Прочность в сочетании с герметичностью потребуется и от другого соединения: стакана с корпусом насоса. Для достижения этого подойдет опять-таки влагостойкий клей. Наилучшие же результаты получаются при использовании эпоксидной смолы с отвердителем. А в качестве уплотнения в этом узле - сальник-манжета 10x30 (ГОСТ 8752-70).
После отверждения клея осуществляется сборка узла. Окончательная же регулировка выполняется текстолитовыми шайбами, играющими роль своеобразного упорного подшипника.
Теперь - об изменениях, касающихся непосредственно электрической части конструкции. Во многих серийных стиральных машинах используется однофазный электродвигатель с пусковой обмоткой (типа АЕР-16 или аналогичный). Как показала практика, существенным недостатком у таких двигателей является... наличие вентиляционных окон в корпусе - это зачастую грозит попаданием моющего раствора (химически агрессивной среды) внутрь, с соответствующими последствиями. На моей стиральной машине, например, именно из-за этого сгорел электродвигатель. А новый для замены найти, увы, не удалось. Пришлось воспользоваться менее дефицитным, зато, как оказалось, более надежным - 4АА56МВ4У3. Его основные характеристики таковы, что при габаритах 221х120x156 мм и потребляемой мощности 180 Вт ротор развивает 1380 об/мин. Но вот крепление (см. рис.) - фланцевое (исполнение М 360). К тому же по длине этот двигатель несколько превышает размер штатного АЕР-16. Так что при замене потребовалось изготовить специальную крепежную плиту, а при установке на стиральную машину - снять кожух вентилятора и сам вентилятор. Причем последнее обосновывалось цикличным режимом работы, когда время на перерывы (по идее) должно быть достаточным для естественного охлаждения корпуса электродвигателя. И действительно, практические наблюдения показали, что температура здесь после установки-модернизации не превышала более 50°С даже при длительной стирке.
Но вернемся к особенностям работ по замене электродвигателя. В его несущей раме прорезается окно под вал нашего 4АА56МВ4У3 (со стороны вентилятора). Затем берется изготовленная ранее плита-основание, к которой крепится фланец электродвигателя. Используя штатные шпильки от АЕР-16, все это монтируется на несущей раме.
Соответственно изменилась и принципиальная электрическая схема стиральной машины. Она стала проще, надежнее в работе (см. рис.). Ввиду небольшой мощности используемого электродвигателя прежний пусковой конденсатор оказался лишним. А что касается фазосдвигающих конденсаторов, то перед сборкой их рекомендуется завернуть в полиэтиленовую пленку и вставить в соответствующую зажим-обойму пускозащитного устройства (реле времени).
О неисправностях, возникающих в шнурах электропитания бытовой техники, а также о специфической технологии их устранения журнал уже рассказывал в своих публикациях (см., например, №11 1994, №9 1995). Советы и рекомендации, изложенные в этих материалах, пригодятся и при ремонте электрошнуров у стиральных машин.
Из своей практики хочется добавить несколько замечаний, касающихся методики отыскания скрытых неисправностей. Возникают они в токопроводящих жилах из-за частых свертываний-раскручиваний шнура при пользовании стиральной машиной с последующей установкой ее в место хранения.
Обнаружить электроискровое место при внешней целостности шнура непросто. Тем более если под руками не окажется никакого прибора. В этом случае как нельзя лучше сгодится в качестве индикатора искрового контакта... обычный широковещательный приемник. Например, карманный. Расположенный в непосредственной близости от "прозваниваемого" электрошнура, при последовательном перебирании (изгибах) последнего он издает характерные потрескивания в динамике (наушниках). Ведь каждая электроискра - источник радиопомех в широком спектре частот. На них-то и среагирует радиоприемник.
Конечно, при многолетней эксплуатации у стиральных машин возможно возникновение других неполадок. Но и их в большинстве случаев вполне можно устранить своими руками. Как говорится, было бы желание.
В заключение следует отметить, что период надежной эксплуатации у такой отремонтированно-модернизированной стиральной машины существенно продляется. Контрольное вскрытие подшипникового узла, тщательный осмотр и проверка электродвигателя и всей машины в целом по истечении определенного времени лишь подтверждают это.
Узел рабочего вала до модернизации (а) и после нее (б):
1 - активатор, 2 - бак, 3 - крыльчатка насоса, 4 - корпус насоса, 5 - шайба текстолитовая (1-3 шт., количество уточняется при регулировке), 6 - шайба опорная, 7 - манжета уплотнительная, 8 - антифрикционный вкладыш (при модернизации заменяется на два шарикоподшипника), 9 - вал, 10 - стакан, 11 - втулка распорная, 12 - винт М4 с шайбой Гровера (4 шт.).
Установочные размеры электродвигателя 4АА56МВ4У3 в исполнении М360 (а) и плиты для его крепления (б) к несущей раме.
"Прозвонка" электрошнура при отсутствии под руками авометра:
1 - батарейка от карманного фонаря, 2 - электрошнур со штепселем, 3 - резистор 1 кОм, 4 - место обрыва провода (при изгибе электрошнура здесь возникает электроискровой контакт), 5 - радиоприемник (реагирует на помехи, возникающие при искрении).
Принципиальная электрическая схема стиральной машины после модернизации (ремонта).
Советы со всего света-Моделист Конструктор выпуск №11 ноябрь 1995 <Предыдущая | Следующая> Ненужная кассета? Как посмотреть-Моделист Конструктор выпуск №11 ноябрь 1995 |
---|