Бесшумная пила
Прочитав в журнале "Моделист-конструктор" №1 за 1981 год статью об изготовлении электрокарта с силовой установкой на базе автомобильного стартера СТ-8 (от ГАЗ-51), решил сделать по такому же принципу электропилу.
Для ее привода применил стартер-генератор СТ-130 от автомобиля ЗИЛ-130. Используя опыт строителей карта, укоротил вал стартера, в задней крышке (со стороны щеток) оставил "родной" подшипник - бронзовую втулку, но смазку его улучшил за счет установки колпачковой масленки с "литолом". Переднюю крышку заменил на новую, выточенную из дюралюминия Д16ТВ и предназначенную для установки подшипника 204. Так как диаметр вала (18,78 мм) несколько меньше диаметра внутреннего кольца подшипника (20 мм), между ними проложил металлическую фольгу нужной толщины. В обеих подшипниковых крышках просверлил отверстия для охлаждающего воздуха, подаваемого электровентилятором, который закрепил соосно с генератором в специальной обечайке. Последняя надвинута на заднюю часть корпуса генератора и закреплена хомутом. Для большей жесткости этого тандема вдоль общего корпуса проложил уголки. Наружный уголок одновременно служит и для крепления рессор транспортировочных колес.
К корпусу двумя стременами притянул стойки, соединенные с рукоятками, а через пильный упор и дистанционные втулки - с шиной пильной цепи. Чтобы исключить проворачивание корпуса стартера относительно стоек, между ними проложил четыре текстолитовых вкладыша, а один из двух стяжных болтов корпуса пропустил через отверстие пильного упора.
Пильная цепь и приводная звездочка использованы от бензопилы "Урал". Шину же сделал из полотен старых двуручных пил (щечки) и стальной полосы толщиной 2,3 мм (прокладка), соединенных заклепками с головками "впотай". Натяжение цепи регулируется специальным устройством, размещенным на свободном конце шины. Хотя проще было бы взять весь этот узел от мотопил "Дружба" или "Урал".
Для привода СТ-130 мощностью 1,8 кВт и электровентилятора сделан блок питания, состоящий из понижающего трансформатора (220/14 В; 2,5 кВт) и выпрямителя, рассчитанного на ток 200 А. Первый собрал на нескольких параллельно соединенных первичных обмотках от маломощных (по 300-400 Вт) трансформаторов, а вторичные изготовил из медной шинки сечением 25 мм2, чтобы на выходе каждой обмотки получалось напряжение 4-5 В. При согласованном подключении они дают в сумме 14-15 В. Выпрямитель выполнен на диодах ВК-200, но можно использовать и другие - с рабочим током 200 А.
Блок питания получился тяжелым, поэтому смонтировал его на небольшой четырехколесной тележке. Электропила соединена с ним двухпроводным кабелем (2x30 мм2) длиной около 5 м по однопроводной схеме. Такая система электропитания обеспечивает надежную защиту работника от поражения электротоком.
Конструкция цепной электропилы полностью оправдала мои надежды и исправно работает уже несколько лет. Пила позволяет практически бесшумно (слышна только работа цепи) производить разрез длиной до 510 мм и шириной 10 мм с той же производительностью, что и мотопила "Дружба". Нет и трудностей в эксплуатации. Надо лишь не забывать после каждых 30 минут работы смазывать цепь автолом.
Пильная шина:
1 - щечки; 2 - заклепки (Д16АМО, 4); 3 - прокладка (Ст3)
Общий вид пилы:
1 - рукоятки (Д16Т, труба 22x2,5); 2 - выключатель; 3 - поперечины (Д16ТВ, уголок 25x25); 4 - стойки (Д16ТВ, уголок 25x25, L250); 5 - болты М6; 6 - кожух (Д16АМО, лист s2); 7 - стремена (Ст3, пруток 8); 8 - крышка стартера-генератора передняя; 9 - рессора (Ст3, полоса 20x2, 2 шт.); 10 - колеса (от детской коляски); 11 - шестерня ведущая (от бензопилы "Урал"); 12 - болты М6 крепления пильной шины; 13 - цепь пильная (от бензопилы "Урал"); 14 - шина пильная; 15 - планки ограничительные (Д16Т, полоса 15x6, 3 шт.); 16 - упор пильный (Д16Т, лист s8); 17 - пробка (сосна); 18 - болты М8 крепления вентилятора; 19 - обечайка вентилятора (Д16АМО, лист s2); 20 - болт М5 (6 шт.); 21 - корпус стартера-генератора; 22 - балки усиливающие (Д16ТВ, уголок 25x25); 23 - клемма подключения "плюсового" провода; 24 - хомут соединительный (Д16Т, полоса 20x2); 25 - подкос (Д16Т, труба 22x2,5); 26 - хомут крепления вентилятора (Д16Т, полоса 20x2); 27 - электромотор вентилятора (МЭ-14, от автомобильного стеклоочистителя); 28 - вентилятор; 29 - гайка М8 (4 шт.); 30 - ролик натяжной (Д16Т); 31 - втулка дистанционная (Д16Т, 2 шт.); 32 - болт М6 (2 шт.); 33 - ротор стартера-генератора; 34 - крышка задняя; 35 - втулка опорная (от стартера-генератора); 36 - щеткодержатель; 37 - вал; 38 - втулки дистанционные (латунь ЛС-59); 39 - подшипник 204; 40 - болт-фиксатор М6; 41 - втулка ведущей шестерни (Д16Т); 42 - болт М6 (4 шт.); 43 - вкладыши (текстолит); 44 - прокладка (фольга)
Принципиальная электросхема блока питания и подключения пилы
Натяжное устройство:
1 - шпилька М8; 2 - пружина возвратная; 3 - направляющая (Д16Т, уголок 50x50x6, L65); 4 - основание (Д16Т, лист s6); 5 - ось ролика (шпилька М6, 30ХГСА); 6 - прокладка (текстолит); 7 - шина пильная; 8 - планка ограничительная; 9 - болт М6 (2 шт.); 10 - ролик натяжной; 11 - подшипник 26 (2 шт.); 12 - болт М5 (4 шт.); 13 - движок (Ст3, уголок 90x90x6, L40)
Воскотопке - надежное электропитание-Моделист Конструктор выпуск январь №1 1999 <Предыдущая | Следующая> Моделист Конструктор выпуск январь №1 1999 |
---|