Ракетоплан чемпионки
За последние три-четыре года в наших отчетах в репортажах о ракетомодельных соревнованиях все чаще появляются фамилии спортсменов Белгородской области. А если быть более точным - ракетомоделистов станции юных техников г. Новый Оскол. И на этот раз среди чемпионов России 2005 года есть представитель названного города. Это Ирина Майборода - педагог СЮТ, победительница в классе ракетопланов (S4B). Думаю, что это спортивное "оружие" - модель ракетоплана - будет интересно тем, кто мечтает достичь побед в данном классе "малых" ракет.
Отличительная особенность моделей белгородских спортсменов - некоторая академичность их конструкций. Форма оперения (стабилизаторов, килей) и консолей несущих плоскостей - почти всегда классическая - эллипсовидная. Ведь элементы такой формы обладают малыми аэродинамическими потерями. Но надо отметить, что техническое исполнение подобной конструкции требует навыков и умений.
В данной модели просматривается и сегодняшнее направление "моды" в ракетопланах - упор на планирующие качества летательного аппарата: это и большое удлинение крыла (около 10), и относительно тонкий его профиль. Но, на мой взгляд, эта модель имеет и некоторый недостаток. Ее малые габариты ведут к большому риску зрительной ее потери судьями при наблюдении за нею в полете - особенно при ветре и во время фиксирования "максимума".
Теперь о конструкции модели. Фюзеляж - конусная балка из углепластика длиной 393 мм, отформованная на оправке переменного сечения от диаметра 7,5 до 3,5 мм на концах. Технология изготовления таких балок достаточна известна. Но будет полезно лишний раз ее напомнить.
Металлическую оправку слегка нагревают (до температуры порядка 60°С) и покрывают тонким слоем разделительной мастики (эдельваксом). Дав оправке остыть, наматывают на нее заготовку из углеткани толщиной 0,02 мм, предварительно пропитанной эпоксидной смолой. После легкого затвердения смолы обматывают заготовку магнитофонной лентой (для плотного прилегания слоев ткани) и помещают оправку в сушильную камеру с температурой не более 80°С на 1,5 - 2 часа.
После того как смола "встанет", заготовку освобождают от обмотки (ленты), зажимают в патрон токарного станка и на небольших оборотах (порядка 700 об/мин) обрабатывают наждачной бумагой. Затем торцуют до нужного размера.
На расстоянии 120 - 130 мм от переднего (толстого) края балки внутрь ее вклеивают пробку - бобышку из липы длиной 20 - 25 мм. Она усилит этот узел, так как в этом месте будут крепиться планка посадки и ось поворота крыла.
В заднюю часть балки вклеивают хвостовое оперение: стабилизатор и киль вырезают из бальзовой пластины толщиной 1,5 мм, профилируют, затем придают им эллипсовидную форму в плане и покрывают их двумя слоями лака. К балке крепят эпоксидной смолой: вначале - стабилизатор, затем - киль.
В носовую часть балки вклеивают обтекатель, а снизу крепят контейнер (тоже с обтекателем) системы спасения МРД, который одновременно является и пилоном контейнера МРД. Последний представляет собой отрезок углепластиковой трубки диаметром 7 мм и длиной 25 мм. В обтекатель балки вставляют крючок для навески резинки возврата крыла.
Снизу к контейнеру системы спасения двигателя - пилону приклеивают контейнер МРД. Его длина - 31 мм, отформован он из двух - трех слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке диаметром 10,3 мм. В передней части закреплен обтекатель длиной 30 мм, выточенный из бука. В месте соединения обтекателя и контейнера МРД горизонтально сверлят два поперечных канала диаметром 1,2 мм для продевания нити фиксирования крыла при взлете.
В месте размещения усиливающей бобышки на расстоянии 102 мм от переднего торца балки сверху приклеивают планку - липовую пластинку толщиной 1,5 мм шириной 7 мм и длиной 54 мм (равной хорде крыла). Затем на расстоянии 129 мм от носовой части вертикально сверлят отверстие диаметром 2,5 мм и вворачивают (с эпоксидной смолой) ось поворота крыла. Ее длина около 13 мм, на одном конце выполнена резьба на длину 5 мм, на другом - поперечное отверстие диаметром 1 мм для шплинта.
Крыло - эллиптической формы в плане состоит из центроплана и двух консолей; изготавливают его из бальзового шпона толщиной 3 мм. Центроплан прямоугольной формы, размерами 270x54 мм, его профиль - плоско-выпуклый. Консоли ("ушки") - эллиптические, их длина - 125 мм. Крепление консоли к центроплану - шарнирное, с помощью кевларовой полоски шириной 10 мм, закрепленной снизу клеем БФ-2. Угол "V" - 16°. Передняя кромка центроплана и "ушек" для прочности армирована ниткой.
К нижней плоскости центроплана в середине приклеивают пилон - пластинку из бальзы переменной толщины от 3 до 1 мм и шириной 8 мм. Разницей в толщине пилона достигается необходимый установочный угол крыла. В передней части пилона, на расстоянии 6 мм, сбоку закрепляют упор поворота крыла, выгнутый из стальной проволоки диаметром 0,6 мм. В середине центроплана сверлят отверстие диаметром 2,5 мм под ось поворота и крепления крыла. Сверху отверстие усилено дюралюминиевой шайбой. В левой части центроплана, на расстоянии 20 мм вклеивают крючок для резинки возврата крыла.
В месте соединения центроплана и консолей на расстоянии 15 мм от линии складывания вклеивают крючки для резинки их возврата в планирующее положение. Выгнуты крючки из стальной проволоки диаметром 0,6 мм. В местах касания резинок возврата крыльев приклеивают накладки из узких полосок целлулоида. У крыла точно выдерживают профиль по всей длине, а его очень тщательно вышкуривают и обрабатывают двумя слоями нитролака. Нижнюю плоскость крыла и оперение окрашивают в яркий цвет.
К старту ракетоплан готовят в такой последовательности. Соприкасаемые поверхности пилона крыла и планки фюзеляжа натирают грифелем карандаша. Надевают крыло на ось поворота и фиксируют шайбой и шплинтом. Собранную модель центруют: обеспечивают местоположение центра тяжести на расстоянии 35 мм от передней кромки крыла. Для этого загружают свинцом носовую или хвостовую часть. Запуская модель с руки, добиваются устойчивого планирования. Совершив несколько таких полетов, можно запускать ракетоплан на двигателе с небольшим импульсом (до 1 Нс). Перед этим необходимо проверить прочность и надежность всех резинок.
Для запуска ракетоплана консоли складывают к нижней плоскости центроплана и в таком положении поворачивают крыло по часовой стрелке, располагая его вдоль балки-фюзеляжа. На один из крючков надевают нитку, протягивают ее через два отверстия на контейнере МРД и завязывают. Таким образом крыло готовится для взлета. На юбку МРД привязывают крепкую нитку длиной 130 - 150 мм, фиксируя ее клеем, а к другому свободному ее концу крепят тормозную ленту. Затем вставляют двигатель в контейнер МРД, а тормозную ленту, сложенную гармошкой, укладывают в свой контейнер.
В полете, после срабатывания вышибного заряда, перегорает нитка фиксирования крыла и отстреливается МРД. Под действием резинки возврата крыло поворачивается против часовой стрелки, раскрываются консоли - модель совершает полет как планер. А отработанный двигатель опускается на тормозной ленте.
Модель ракетоплана класса S4B чемпионки России 2005 г. И. Майборода (г. Новый Оскол):
1 - головной обтекатель; 2 - демпфирующий канал; 3 - контейнер МРД; 4 - обтекатели; 5 - крючок крепления резинки поворота крыла; 6 - пилон (контейнер системы спасения МРД); 7 - балка-фюзеляж; 8 - резинка возврата (поворота) крыла; 9 - крючок резинки возврата; 10 - пилон крыла; 11 - центроплан; 12 - ось поворота крыла; 13 - упор поворота крыла; 14 - планка "посадки" крыла; 15 - стабилизатор; 16 - киль; 17 - усиливающие накладки; 18 - консоли крыла; 19 - крючки резинки возврата консоли; 20 - резинки возврата консоли; 21 - шайба; 22 - шплинт; 23 - шарнир консоли; 24 - усиливающая пробка (липа)
Автокаталог <Предыдущая | Следующая> Советы со всего света |
---|