Грузовик для города. Среднетоннажный автомобиль ГАЗ-3310 "Валдай"
Гигантомания в грузовом автостроении всегда была свойственна автопрому советского периода. Чуть ли не все заводы начинали с выпуска малогабаритных автомобилей и с каждой новой машиной их грузоподъемность увеличивалась.
Не был исключением и Горьковский автозавод. От компактной "полуторки" ГАЗ-АА завод плавно перешел сначала к ГАЗ-51 и ГАЗ-52 грузоподъемностью 2,5 т, а затем к четырехтонному ГАЗ-53А. Впрочем, при распределительной системе советского периода предприятия, как правило, стремились заказать на всякий случай грузовик побольше (не из своего же кармана!), поэтому ориентация заводов на машины большой грузоподъемности была, в общем, оправданной.
Конъюнктура существенно изменилась в начале 1990-х годов, и кто знает, не разделил ли бы Горьковский автозавод судьбы многих других заводов-гигантов, если бы к тому времени на подходе к серийному производству не оказалась полуторатонная "Газель", которая и вытащила ГАЗ из финансовой пропасти. Кстати, и сегодня выпуском компактных грузовиков и автобусов "Газель" и "Соболь" заняты три из четырех "грузовых" конвейеров ГАЗа, и лишь на одном собираются грузовики-среднетоннажники.
Кстати, среднетоннажники прежних выпусков были ориентированы преимущественно на использование в сельском хозяйстве - "газоны" обладали неплохой проходимостью на грунтовках и приемлемой грузоподъемностью. Однако развал сельского хозяйства привел к катастрофическому для завода уменьшению спроса на такого рода автомобили.
Потребность в городском среднетоннажнике - компактной машине грузоподъемностью 3,5 - 4 т с низкорасположенной платформой - появилась в середине 1990-х годов, когда нарождающемуся российскому бизнесу потребовалась недорогая машина для внутригородской доставки достаточно больших партий грузов.
Первым эту потребность почувствовал столичный ЗиЛ выбросив на рынок среднетоннажный грузовик "Бычок", нашедший не слишком большой, но вполне устойчивый спрос у покупателей. Именно этот опыт москвичей подвиг и горьковчан на создание городской грузовой среднетоннажной машины.
Первой попыткой создания такого автомобиля стала переделка среднетоннажника общего назначения ГАЗ-3307 в городской грузовик - в 1988 году его оснастили уменьшенными колесами, увеличили углы поворота передних колес, снабдили гидроусилителем. Однако с громоздкой кабиной такой автомобиль явно не смотрелся, и проект был закрыт.
Более приемлемым оказался вариант грузовика с кабиной от "Газели". Опытный образец спроектировали и построили достаточно быстро, однако "Валдай" - так назвали новую четырехтонную машину - сделался лишь завсегдатаем автомобильных выставок, но на этом дело и застопорилось.
Проект создания "Валдая" сдвинулся с мертвой точки, когда на ГАЗ пришел новый генеральный директор Алексей Баренцев, при котором и было принято решение о запуске машины в серию.
Опытные образцы машин оснащались лицензионным дизелем Steyer, однако на серийные устанавливается двигатель попроще - белорусский 4,75-литровый дизель ММЗ Д-245.7Е2 с турбонаддувом и интеркулером (промежуточным охладителем), удовлетворяющий требованиям Euro 2. Мотор оборудован свечами накаливания, что обеспечивает его надежный пуск в зимнее время.
Кстати, этим же двигателем оснащаются ЗиЛовский "Бычок" и ГАЗ-3307. Следует отметить, что горьковчанам удалось добиться неплохой шумоизоляции кабины; уменьшению уровня шума способствует и новый глушитель увеличенного объема. Даже тормозной кран и регулятор давления, через которые сбрасывается в атмосферу воздух из пневмосистемы, оборудованы эффективными глушителями шума.
Система охлаждения двигателя практически не отличается от той, что смонтирована на армейском вездеходе ГАЗ-66. Система выпуска - как у среднетоннажника ГАЗ-3307.
Коробка передач - пятиступенчатая; в свое время она была разработана для автомобиля ГАЗ-3309. От этой же машины и карданный вал - его только оснастили усиленными крестовинами и более мощным навесным подшипником.
Задний мост по конструкции мало отличается от того, что установлен на ГАЗ-3307, однако в соответствии с параметрами "Валдая" он был основательно переделан. Передний же мост пришлось проектировать для "Валдая" заново. Его основой является балка с двойным прогибом, позволявшая устанавливать на машину двигатель достаточно низко, что делает моторный отсек более удобным при обслуживании и ремонте двигателя.
Рессоры переднего моста сделаны по последней автомобильной моде - малолистовыми. Задние же - обычные, однако установлены они с помощью сайлент-блоков; в ближайшем будущем заводские конструкторы планируют также заменить их на малолистовые. Однако и существующие рессоры обеспечивают достаточно плавный ход, а сайлент-блоки блокируют раскачку при торможении. Немногочисленные пока покупатели "Валдая" утверждают, что даже незагруженная машина вполне прилично ведет себя на булыжной мостовой при скорости около 60 км/ч, а плавность хода груженой просто великолепна.
Тормоза на "Валдае" впервые в отечественном грузовом автостроении как спереди, так и сзади сделаны дисковыми. Привод тормозов - пневматический, с рабочим давлением в системе 8,1 кгс/см2. Кстати, пневматические тормоза существенно безопаснее пневмогидравлических - при отсутствии воздуха в системе задние энергоаккумуляторы находятся в заторможенном состоянии.
Любопытно, что "Валдай" стал первым грузовиком на ГАЗе, оснащенным тормозами с пневмоприводом. При этом на нем используется новейшее устройство германской фирмы Knorr Bremse - блок подготовки воздуха, который объединяет в себе маслоотделитель, регулятор давления, осушитель и четырехконтурный защитный клапан. Эта же фирма поставляет для тормозной системы "Валдая" антиблокировочное устройство, суппорты и подвижные скобы.
Справедливости ради следует заметить, что вентилируемые диски и ресиверы изготавливаются на ГАЗе, а тормозной кран, клапан быстрого оттормаживания и пластиковые тормозные трубки - тоже отечественного производства.
Как уже упоминалось, кабина у нового грузовика - от "Газели", однако использование двигателя с повышенными габаритами, а также больших 17,5-дюймовых колес заставило конструкторов приподнять ее над рамой. Как следствие - перед дверями появились удобные подножки, выносные зеркала на кронштейнах, а также новый комбинированный бампер - с металлической центральной частью и пластиковыми боковинами. Комбинация приборов практически такая же, как и у "Газели", однако на ней появились два манометра, регистрирующих давление воздуха в двух контурах тормозной системы.
При проектировании "Валдая" заводские специалисты стремились использовать в конструкции грузовика узлы и детали выпускающихся на ГАЗе автомобилей. Несмотря на внешнее сходство с "Газелью", от полуторки "Валдаю" достались лишь кабина да отопитель. Ну а от среднетоннажных "газонов" были использованы металлический кузов, коробка переключения передач, механизм сцепления, картер заднего моста и полуоси, задний карданный вал, топливный бак и аккумуляторный ящик. Полностью же оригинальных деталей на "Валдае" насчитывается 1295.
Кстати, "Валдай" оснащен двумя аккумуляторными батареями по 90 А*ч, рабочее напряжение бортовой сети - 12 В. Эксплуатационники, правда, утверждают, что для среднетоннажника с 4,75-литровым дизелем лучше подошла бы 24-вольтная сеть, обеспечивающая более надежный пуск двигателя, однако заводские специалисты убеждены, что применение на дизеле системы зимнего запуска с лихвой компенсирует этот недостаток.
Грузоподъемность серийной машины - 3,5 тонны. Это позволит выпускать на базе "Валдая" самые разнообразные модификации - фургоны и автоцистерны, седельные тягачи и автобусы, самосвалы и автокраны. Ряд предприятий уже создали опытные образцы таких автомобилей - в их числе, например, автобусы - капотный Курганского автобусного завода и вагонный Нижегородской компании "Самотлор-НН".
В ближайших планах у горьковчан - выпуск длиннобазного грузовика, машины с шестиместной кабиной, грузопассажирского автомобиля с цельнометаллическим кузовом и на его базе - 20-местного маршрутного автобуса.
Технические характеристики грузового автомобиля "Валдай"
Грузоподъемность, кг | |
с платформой без тента | 3605 |
с платформой и тентом | 3500 |
Полная масса, кг | 7400 |
Снаряженная масса, кг | |
с платформой без тента | 3500 |
с платформой и тентом | 3605 |
Колесная база, мм | 3310 |
Колея передних/задних колес, мм | 1740/1701 |
Дорожный просвет, мм | 177 |
Погрузочная высота платформы, мм | 1070 |
Двигатель | турбодизель ММЗ Д-245.7 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Степень сжатия | 17 |
Максимальная мощность, л.с. | 117,2 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Подвеска | зависимая, рессорная |
Тормоза | дисковые, вентилируемые, пневматические |
Рулевое управление | интегрального типа, с гидроусилителем |
Радиус поворота, м | 6,4 |
Максимальная скорость, км/ч | 98 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | |
на скорости 60 км/ч | 13,1 |
на скорости 80 км/ч | 17,4 |
Грузовой автомобиль ГАЗ-3310 "Валдай" | "Валдай" - изотермический фургон |
Автоцистерна на базе "Валдая" | Длиннобазный вариант грузовика |
"Валдай" - самосвал | "Валдай" - седельный тягач |
Геометрическая схема автомобиля ГАЗ-3310 "Валдай"
Компоновка ходовой части автомобиля ГАЗ-3310 "Валдай"
В моторном отсеке - турбодизель ММЗ Д-245.7 | Задний мост грузовика |
Салон автомобиля "Валдай" | Комбинация приборов. Снизу (справа и слева) установлены два манометра, показывающие давление воздуха в пневмосистеме |
Средние пушечные <Предыдущая | Следующая> С-75: щит мирного неба |
---|