Подводные лодки типа «Щ»
Подводные лодки типа "Щ", или, как их еще называли, "щуки" в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 "щука" не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...
Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем - об этом подробно рассказывают два выпуска "Морской коллекции" - приложения к нашему журналу. Сегодня мы предлагаем эксклюзивный материал - реконструкцию внешнего вида "щук" всех шести серий: III, V, V-бис, V-бис-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.
Несмотря на то, что все серии лодок типа "Щ" по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 - Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции - они "рогами" в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.
На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий "щук") и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой "бульб". Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.
Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного "балкона" над первым орудием). Зато на V-бис-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.
Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого "лимузинного" типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося "горба" над палубной цистерной и глушителями дизелей.
Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а заливаемость ходового мостика увеличилась, на последней серии "щук" Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа "С". Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.
Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один. У "щук" V-бис-2 и X серий стойки сетеотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями "Сом" и "Краб", представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.
Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий - с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.
Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах "щук" шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские "щуки" X серии.
Внешний вид подлодок типа "Щ" менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 ("Максим") размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые "щуки" получили гидролокаторы "Асдик" ("Дракон-129") и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.
Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских - темно-серыми, у североморских - серо-зелеными. Подводная часть - черная (кузбасс-лак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый - под фон снега цвет. Винты - бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, V-бис-2 сериях) - латунные. Литерно-цифровое обозначение на рубке - белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.
ТТХ подводных лодок типа "Щ"
Серия | III | V | V-бис | V-бис-2 | X | Х-бис |
Водоизмещение нормальное, куб.м | 578 | 585 | 585 | 593 | 585 | 590 |
Длина наибольшая, м | 57 | 58,5 | 58,8 | 58,8 | 58,8 | 58,8 |
Ширина наибольшая, м | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 |
Осадка средняя (по килю), м | 3,8 | 3,9 | 3,9 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Мощность дизелей, л.с. | 2х500 | 2х685 | 2х685 | 2х685 | 2х800 | 2х800 |
Мощность электродвигателей, л.с. | 2х400 | 2х400 | 2х400 | 2х400 | 2х400 | 2х400 |
Скорость хода, уз.: | ||||||
наибольш. надводная | 11,6 | 11,9 | 12,3 | 12,3 | 14,1 | 14,4 |
экономич. надводная | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
наибольш. подводная | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
экономич. подводная | 2,8 | 2,8 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Дальность плавания, миль: | ||||||
надводная экономическим ходом | 3130 | 4500 | 4500 | 4500 | 4500 | 4500 |
подводная полным ходом | 9 | 9 | 9 | 9 | 8,5 | 8,5 |
подводная экономическим ходом | 112 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Экипаж, чел. | 41 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 |
Число 533-мм торпедных аппаратов: | ||||||
носовых | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
кормовых | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Артиллерийское вооружение: число орудий x калибр в мм | 1x45 | 2x45 | 2x45 | 2x45 | 2x45 | 2x45 |
Число построенных лодок (годы вступления в строй) | 4 (1933-1934) | 12 (1933-1934) | 13 (1934-1935) | 14 (1935-1936) | 32 (1936-1939) | 11 (1941-1946) |
Подводные лодки типа "Щ":
1 - перо руля; 2 - волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3, 9 - кильватерные огни; 4 - киповые планки; 5 - утки; 6 - спасательные буи; 7, 13, 37 - стойки сетеотводов; 8 - сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10 - репитеры гирокомпасов; 11 - перископы; 12 - магнитные компасы; 14 - антенны радиопеленгаторов; 15 - 45-мм пушки 21-К; 16 - швартовые шпили; 17 - кнехты; 18 - антенны шумопеленгаторов; 19, 35 - носовые горизонтальные рули; 20 - привальный брус; 21 - рубочные люки; 22 - люки аварийных выходов; 23 - откидные крышки над шлюпками; 24 - откидные решетки надстройки; 25 - кормовые горизонтальные рули; 26 - откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27 - кормовой флагшток; 28 - выхлопные клапаны глушителей; 29 - выдвижные мачты; 30 - зенитный пулемет "Максим"; 31, 32 - ходовые огни; 33 - гюйсшток; 34 - люки над кранцами 45-мм патронов; 36 - якорный клюз (на всех подлодках - только с левого борта); 38 - V-образная стойка радиоантенны; 39 - киповые планки с сетеотводами; 40 - радиоантенна; 41 - убирающаяся шлюпбалка; 42 - ниши подъемного гака
Подлинные теоретические чертежи подводных лодок типа "Щ"
Проектные чертежи ограждения рубки подлодки V серии
Ограждение рубки подводной лодки V-бис серии
Проектные чертежи ограждения рубки подлодки X серии
Разрез ограждения рубки подводной лодки V-бис-2 серии. Фрагмент заводского чертежа
Три жизни эсминцев <Предыдущая | Следующая> Радиоуправляемый «тренер» |
---|