«Торос-1»: и по суше, и по воде.Самодельная транспортное середство на воздушной подушке
Транспортные средства на воздушной подушке (ТСВП) получили широкое распространение за рубежом и в нашей стране. В последнее время наибольшую популярность приобретают легкие аппараты на воздушной подушке, используемые в качестве индивидуального транспортного средства в местностях с большой обводненностью и отсутствием дорог с твердым покрытием. Это северные районы европейской части нашей страны, Сибири, Дальнего Востоке.
О возрастающем интересе к подобной технике можно судить по количеству писем, поступивших за последние несколько лет в нашу редакцию с просьбами подробнее рассказать об этих аппаратах. Откликаясь на пожелания наших читателей, мы публикуем материал о ТСВП "Торос-1", разработанном группой нижегородских конструкторов под руководством В. Моисеева и С. Приходько. В проектировании и постройке первых серийных аппаратов "Торос-1" активное участие принимали Ю. Петрушев, М. Горбачев, Ю. Костюнин, Д. Долгов и Ю. Балымов.
Несколько слов о В.В. Моисееве - идейном вдохновителе нижегородского легкого "подушкостроения". Это человек, прошедший отличную школу знаменитого конструкторе судов на подводных крыльях Р.Е. Алексеева; серьезно увлекался парашютным спортом, полетами на буксируемых парашютах, дельтапланеризмом, подводным плаванием. В настоящее время В.В. Моисеев работает в инжиниринговой фирме "ТРАНСАЛ" (Транспорт Алексеева), продолжившей разработку летающих судов после смерти Р.Е. Алексеева.
Что представляет собою легкое судно на воздушной подушке? Это легко-разборная амфибия трубчато-тканевой конструкции, силовой каркас которой собирается из дюралюминиевых труб и устанавливается на два надувных цилиндрической формы поплавка-баллона (скега), соединенных в кормовой и носовой части мягким тканевым ограждением. В пространство между ними нагнетается воздух, отбираемый от струи за воздушным винтом двигателя. Благодаря этому вездеходность аппарата очень высока: он превосходит по этому качеству все известные снегоходы, аэросани, вездеходы, в том числе на пневматиках низкого давления. ТСВП прекрасно себя чувствует на тонком льду, спокойно идет по рыхлому снегу, легко преодолевает шугу, ледоход, наледи, полыньи, болотины и луговины, песок, крупный галечник и, конечно, асфальт. Рассчитан "Торос" и на круглогодичную эксплуатацию.
Теперь об истории появления этого аппарата. Идея создания легкого судна-амфибии на воздушной подушке для индивидуального использования или спортивных целей зародилась еще в стенах ЦКБ по СПК: здесь, кроме создания судов на подводных крыльях, занимались разработкой экранопланов, но очень больших и тяжелых, пригодных для перевозки больших грузов. Конструкторскую же проверку их проводили на самоходных моделях значительно меньшего размера и веса. В ходе таких испытаний стало понятно, что подобная пилотируемая модель сама может быть отличным транспортным средством. Естественно, при небольших доработках и значительно улучшенном дизайне. Идею активно поддержал Р.Е. Алексеев. За основу была принята легкая конструкция В. Моисеева. Но наладить серийное производство таких аппаратов не удалось. Правда, конструкторская группа под руководством С. Приходько выполняла единичное изготовление аппаратов "Торос-1", первые образцы которых уже эксплуатируются в Тюменской области, Иркутске, Новгороде, Якутии.
Чтобы идея сверхлегкого аппарата-амфибии все-таки стала массовой, В. Моисеевым было принято предложение о публикации наиболее полного материала по ТСВП "Торос" в нашем журнале.
Основные принципы, которых придерживались авторы при проектировании этого аппарата: простота, разбор-кость, минимальный вес и низкая стоимость. Эти требования сложились в шутливую формулу трех Т, "трубки-тряпки-троса".
Некоторые расхождения между аппаратом, представленным на фотографиях, и чертежами связаны с тем, что "Торос" постоянно совершенствуется, а конструкторская документация, как всегда, отстает.
Аппарат состоит из следующих основных частей: трубчатого каркаса, двигателя, руля направления, воздуховода и гибкого ограждения.
При изготовлении каркаса, который состоит из платформы, надстройки и ограждения винта, используются дюралюминиевые (Д16Т) трубы различного диаметра. Соединение их осуществляется в основном с помощью книц и хомутов. Для усиления узлов соединения и предохранения их от повреждения устанавливаются дюралюминиевые или пластмассовые ложементы, а под головки болтов и гайки подкладываются шайбы большого диаметра или пластины, которые обжимаются затем по трубе.
Частью надстройки является рубка, в которой размещены два подвесных сиденья для пилота и пассажира, а также органы управления. На последних образцах аппаратов сиденье пилота выполнено более жестким для удобства управления аппаратом. Рубка в походном положении закрывается двойным фонарем клепаной дюралюминиевой конструкции с остеклением из 3-мм оргстекла и винипроза МА-20. Такая конструкция фонаря довольно сложна и трудоемка при индивидуальном строительстве аппарата. Ее можно сделать мягкой из той же ткани, что применена при изготовлении обшивки киля и фартука, закрывающего носовую часть рубки. Кстати, на первых аппаратах так и было.
Технические данные
Тип гибкого ограждения скеговой воздушной подушки | несекционированное |
Тип движительно-нагнетательного комплекса | совмещенный |
Число посадочных мест | 2+1 |
Масса неснаряженного аппарата, кг | 200 |
Полная масса аппарата, кг | 520 |
Давление на опорную поверхность при максимальной загрузке (на ходу), кПа (кгс/см2) | 0,49 (0,005) |
Габариты на воздушной подушке, мм: | |
длина | 5520 |
ширина | 2260 |
высота (с закрытой кабиной) | 1760 |
Максимальная грузоподъемность, кг | 310 |
Максимальная скорость на прямолинейном горизонтальном участке, км/ч: | |
по воде | 65 |
по льду, снегу | 70 |
по грунту | 40 |
Запас хода, ч | не менее 4,5 |
Максимальный кратковременный уклон, преодолеваемый аппаратом с ходу, град.: | |
по снегу, льду | 25 |
по грунту | 15 |
Максимальная высота преодолеваемых с ходу препятствий, м | 0,3 |
Максимальная высота волны, м | 0,5 |
Максимальная допустимая скорость ветра, м/с | 15 |
Тормозной путь аппарата, движущегося с максимальной скоростью, м: | |
по воде | не более 25 |
по снегу, льду | не более 100 |
по грунту | не более 15 |
Двигатель | карбюраторный, двухтактный, двухцилиндровый РМЗ-640112 (РМЗ-640А1) |
Максимальная мощность, л.с. | 35 (28) |
Максимальный расход топлива, л/ч | 18 |
Воздушный винт | (пяти)-шести лопастный цельнометаллический, постоянного шага, с центробежной муфтой сцепления |
Угол установки лопастей по R=0,75, град. | 15+0,25 |
Диаметр винта, мм | 1250 |
Редуктор | понижающий шестеренчатый, одноступенчатый |
Передаточное число | 2,19 |
Рис. 1. Транспортное средство на воздушной подушке (общий вид):
1 - руль, 2 - киль, 3 - винт, 4 - двигатель, 5 - воздуховод, 6 - надстройка, 7 - стрингер крепления воздуховода, 22x1,5 мм, 8 - канистра для топлива, 9 - обшивка рубки, 10 - фонарь кормовой, 11, 12 - сиденья, 13 - фонарь носовой, 14 - рычаг управления газом, 15 - рукоятка управления рулем, 16 - фартук рубки, 17 - баллон, 18 - носовая завеса, 19 - кормовая завеса, 20 - купол, 21 - платформа.
Рис. 2. Платформа:
1 - поперечины (труба 45x1,5 мм), 2 - стрингер внешний кормовой (труба 45x1,5 мм), 3 - стрингер внутренний кормовой (труба 30x1,5 мм), 4 - стрингер внешний носовой (труба 45x1,5 мм), 5 - стрингер внутренний носовой (труба 30x1,5 мм), 6 - носовая дуга (АМГ5М, труба 45x1,5 мм).Рис. 3. Надстройка:
1 - моторама, 2 - верхний стрингер (труба 45x1,5 мм), 3 - задняя стойка рубки (труба 30x1,5 мм), 4 - распорка (труба 30x1,5 мм), 5 - узел подвески сиденья (8 шт.), 6 - подкос фонаря (труба 30x1,5 мм), 7 - окантовка проема (труба 30x1,5 мм), 8 - средняя стойка рубки (труба 30x1,5 мм), 9 - передняя стойка рубки (труба 30x1,5 мм), 10 - передний подкос (труба 30x1,5 мм), 11, 16 и 17 - верхние поперечины (труба 30x1,5 мм), 12 - стойка моторамы (труба 45x1,5 мм), 13 - нижняя поперечина моторамы (труба 45x1,5 мм), 14 - кормовой стрингер основания (труба 45x1,5 мм), 15 - подкос моторамы (труба 45x1,5 мм), 18 - поперечина основания (труба 45x1,5 мм), 19 - подножка задняя (труба 30x1,5 мм), 20 - поперечина окантовки (труба 30x1,5 мм), 21 - подножка передняя (труба 45x1,5 мм), 22 - дуга носовая, 23 - носовой стрингер основания (труба 45x1,5 мм), 24 - средняя поперечина моторамы (труба 45x1.5 мм).
Рис. 4. Ограждение винта:
1 - обечайка винта, 2 - стойка киля, 30x1,5 мм, 3 - проставка, 30x1,5 мм, 4 - законцовка киля, 30x1,5 мм, 5 - носок киля, 30x1,5 мм, 6, 7, 8, 9 - соединительные элементы (трубы 30x1,5 мм).
Источник: Моделист конструктор №11 1995
"Гнездо" для мотора <Предыдущая | Следующая> Пятимачтовый исполин Пруссии |
---|