Лодка на "лыже"
Еще в дореформенные и даже доперестроечные времена на день рождения в одну из моих круглых дат руководство предприятия, на котором я работал, и сослуживцы, зная о моем страстном увлечении маломерными судами (лодками, катерами, глиссерами), подарили мне подвесной мотор "Вихрь-ЗОР". О таком я тогда даже не мечтал: стоил он немалых денег, да к тому же был большим дефицитом.
Выпускавшиеся в то время промышленностью и продававшиеся только в специализированных магазинах в больших городах плавсредства (по-другому эти лодки и катера назвать и язык-то не поворачивался) для такого мотора были, на мой взгляд, малоподходящими: либо слишком громоздкими и неуклюжими, либо очень легкими и маловместимыми.
А потому я решил сделать лодку сам, такую, которая хотя бы соответствовала мотору: чтобы была остойчивой, скорость развивала бы приличную и чтобы при необходимости в нее помещалось несколько человек.
Изготовил я лодку, можно сказать, экспромтом, опираясь скорее на интуицию и умозрительность, чем на расчеты и судостроительные каноны. Но получилась она, в общем-то, неплохая.
Материальные ресурсы и станочная база были более чем скромные, и это тоже повлияло на конструкцию лодки - никаких сложных обводов.
Материал, которым я располагал в то время, - дюралюминиевый лист толщиной 2 мм (марки его я не знал, но металл был достаточно прочный, хотя хорошо гнулся даже в холодном состоянии) Из него я изготовил практически все основные части корпуса.
Днище лодки сделал составным, из трех полос. Средняя полоса шириной 400 мм и длиной 3610 мм, то есть немного больше, чем общая длина лодки (3500 мм). Таким этот размер взят потому, что на расстоянии 1500 мм от передней кромки днище плавно, по лекальной кривой, загибается вверх на высоту борта - 470 мм. Последняя в конструкции определена условно: высотой от днища до фальшборта.
С обеих сторон к средней полосе пристыковал внахлест еще по одной полосе такой же длины, но немного шире (475 мм). Нахлест составил 25 мм для каждого стыка (тоже и для всех других стыкуемых элементов в конструкции). Кромки боковых листов расположил сверху (завел внутрь). Стыки склепал алюминиевыми заклепками диаметром 3 мм (потайными головками - с наружной стороны), расположив их в шахматном порядке с шагом 15 мм и таким же расстоянием между рядами. Отступ от кромок стыкуемых деталей составил 5 мм; перед соединением промазал их густотертой масляной краской.
Передние края днища на длине 1660 мм обрезал по плавным симметричным лекальным кривым, оставив впереди ширину 800 мм (по 400 мм от оси симметрии). В результате днище приобрело форму большой лыжи.
Чтобы не возвращаться к вопросу о стыках каждый раз, отмечу, что все они сделаны однотипными.
Борта и фальшборта с планширями - из такого же дюралюминиевого листа, что и днище. Последние элементы выполнены как одна деталь, а названия ее частей определены лишь их расположением на корпусе и назначением. Хотя, наверное, проще сделать эти детали из разных заготовок (именно так показано на чертеже) - тогда не надо было бы выгибать и выколачивать у них криволинейные передние части, чтобы поплотнее подогнать к бортам.
На краях планширей в кокпите сделаны в форме трубок загибы, которые увеличивают жесткость бортов и корпуса в целом, а также исключают случайные порезы об острые кромки.
Следующая деталь - транец. Он выполнен цельным из того же дюралюминиевого листа. Почти по всему его периметру (кроме верхней кромки) оставлены 25-мм припуски на стыковку с днищем, бортами и фальшбортами. Нижняя кромка транца сделана с небольшой килеватостью (точнее - в форме перевернутой трапеции).
К транцу изнутри на всю ширину лодки прикреплена деревянная доска, значительно увеличивающая его жесткость; на нее навешивается подвесной мотор. По обеим сторонам транца у бортов прикреплены две ручки в форме скоб: благодаря им лодка швартуется к причалу кормой. За одну из ручек, после установки двигателя на место, цепляется карабин страховочного тросика.
Сиденья (банки) сделал из доски-тридцатки лиственных пород дерева. Они опираются на дюралюминиевые уголки, приклепанные к бортам. Заднее сиденье оборудовал еще и деревянной спинкой, прикрепив ее, как и сиденья, к приклепанным к бортам уголкам. Таким образом, эти детали, обеспечивающие элементарное удобство для рулевого и пассажиров, еще служат и для повышения жесткости корпуса. С этой же целью в средней части лодки на расстоянии все тех же 1500 мм от носа (там, где зауженная часть переходит в основной корпус) установлена рамка жесткости. Она сделана из полос шириной 70 мм, вырезанных из остатков дюралюминиевого листа. Внешние очертания ее такие же, как и у транца, только без "килеватости" внизу. Верхняя перемычка рамки служит одновременно приборной панелью. Как и у транца, у рамки оставлены припуски на стыковку. Соединение ее с деталями корпуса - аналогичное. На свободных (внутренних) краях рамки, как и на планширях, сделал трубчатые загибы.
В завершение переднюю часть лодки (до рамки) закрыл сверху палубным настилом (все из того же дюралюминиевого листа), а на носу закрепил ручку-релинг для швартовки или вытаскивания судна на берег. С помощью релинга и кормовых скоб лодку можно вдвоем перетаскивать на небольшие расстояния.
Эксплуатация показала, что в сложных условиях (как погодных, так и прочих - при значительном волнении, сильных порывах ветра, на волне от встречных судов, да и просто на крутых поворотах) лодка на большой скорости оказалась трудноуправляемой, а на малой - зарывалась носом в волну.
Надо отметить, что последний недостаток исчез после установки ветрового стекла. Оно, кроме защиты пассажиров и рулевого от брызг, играло значительную роль в обеспечении аэродинамики лодки. Поскольку нос лодки немного опущен, то на малом ходу (до глиссирования) ее прижимало к воде встречным потоком воздуха. А ветровое стекло улучшило аэродинамику.
Теперь о доводке конструкции лодки. В ходе дальнейшей эксплуатации мотолодки проявлялись и другие ее недостатки. Первый из них - "запоздалый" (даже трудный) выход на глиссирование при полной загрузке лодки (4 - 5 человек). Его я устранил тем, что приклепал впереди по бокам два прямоугольных (в сечении) полозка, а сзади - тоже прямоугольную пятку. При этом улучшилась и управляемость лодки.
Однако устранение этого недостатка повлекло за собой другой. В режиме глиссирования на волне от встречного судна или при переходе со стремнины на тихую воду (а также обратно) лодка резко кренилась на один борт, ударялась нижней скулой о воду, отскакивала и кренилась на другой. И так несколько раз. В этих случаях она плохо слушалась и руля. Однажды в подобной ситуации меня даже чуть не выбросило за борт.
Над этой проблемой долго ломал голову. Но решил задачу тоже, в общем-то, просто, по крайней мере без больших переделок лодки: прямоугольную пятку заменил на полуовальную, а наружные стенки полозков сделал наклонными (угол около 60° к вертикали). Передние кромки полозков и пятки свел на нет шлифовальной машинкой. После этого лодка пошла так, как нужно.
В итоге переделки были не столь значительны. Но, поскольку недостатки обнаруживались не все сразу, а только в определенных ситуациях и в разное время, доводка конструкции продолжалась почти два года. Недочеты устранял в перерывах между навигациями.
В конце концов я получил от лодки все, что хотел. К ее вместимости, остойчивости и высокой скорости добавились плавный переход от водоизмещающего режима хода к глиссирующему и обратно; а также "послушность" в управлении и хорошая маневренность, что немаловажно при плавании по малым извилистым речкам.
Однако судьба лодки оказалась печальной из-за несоблюдения мер безопасной эксплуатации на воде - она затонула. Однажды я позволил прокатиться на лодке двум молодым ребятам - сыну с племянником. Но когда молодых людей захватила скорость, то, засмотревшись на водяной радужный бурун за кормой и забыв про осторожность, на одной из излучин, в общем-то, неширокой и спокойной реки, они не справились с управлением, зацепили за обрывистый берег и... лодка перевернулась и затонула вместе с мотором. Ребята не пострадали и благополучно выбрались на берег. Может быть, избежать более серьезных последствий помогло то, что они были в спасательных жилетах (самодельных, из пенопласта), что было моим непременным условием для плавания на лодке.
Может быть, об этом и не стоило рассказывать, но хочу предостеречь других: не была обеспечена непотопляемость судна. А сделать это не составляло особого труда: достаточно было заполнить свободные ниши строительным пенопластом (пластиковых бутылок из-под газированных напитков тогда еще не было).
Компоновка и размерения лодки "Надежда" (детали, кроме особо оговоренных, выполнены из дюралюминиевого листа s2):
1 - настил палубы; 2 - ветровое стекло (оргстекло s5); 3 - сиденье-банка (березовая доска s30, 2 шт.); 4 - планширь (2 шт.); 5 - днище (а - срединная часть, б - левая часть, в - правая часть); 6 - спинка сиденья (березовая доска s30); 7 - гайки М8 крепления ручек-скоб (4 шт.); 8 - транцевая доска (береза s30); 9 - транец; 10 - фальшборт (2 шт.); 11 - борт (2 шт.); 12 - накладка с гнездом для уключины (Ст 3, лист s5, 2 шт.); 13 - полозок (2 шт.); 14 - рукоятка-релинг (дюралюминиевая труба 19x2); 15 - пятка; 16 - рамка жесткости; 17 - задняя скоба (дюралюминиевая труба 19x2, 2 шт.)
Теоретический чертеж лодки
Пятка:
а - первоначальный (неудачный) вариант; б - последующий, улучшенный
Рамка жесткости (материал деталей - дюралюминиевый лист s2):
1 - флор; 2 - шпангоут (2 шт.); 3 - бимс; 4 - заклепки (по месту)
Полозок: первоначальный (а) и последующий (удачный) вариант (б)
Обеспечение непотопляемости лодки: заштрихованные части - полости и объемы, которые можно заполнить легким материалом
Источник:
Моделист конструктор 2006
Первый российский. Модель парохода Карла Берда <Предыдущая | Следующая> "Гнездо" для мотора |
---|