Профессионально-Ориентированный Подход К Обучению Студентов Курсу «Аналитический Дизайн»
«Фирменный знак — это маршальский
жезл в ранце солдата...»
Е.М. Егоров
Развитие творческой составляющей профессиональной подготовки студентов является неотъемлемой педагогической задачей вузовского образования. Согласно стандартам третьего поколения требования, предъявляемые к выпускникам всех специальностей, направлены на практическую реализацию получаемых студентом навыков и умений.
Академическое обучение специалиста в области дизайна включает в себя изучение основ дизайна, истории архитектуры, культурного наследия, постановку классического рисунка и т.д. В век стремительного развития информационных технологий еще одной задачей специалиста в сфере дизайна стало и владение современным программным обеспечением, позволяющим реализовывать самые смелые проекты в цифровой форме. Владение методами творческого процесса дизайнеров, выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов, как отмечено в государственных образовательных стандартах, способствует повышению профессиональной компетентности выпускника вуза. Особо хочется обратить внимание на развитие способностей студентов видеть, моделировать и реализовывать, казалось бы, самые невероятные трансформации дизайн-образов в реальные формы и объекты. Для этого требуется, помимо прочего, и знание технологии архитектурно-дизайнерского формообразования, основ художественно-промышленного производства, способность использовать в работе приемы и средства графического дизайна и визуальных коммуникаций.
Одним из многочисленных направлений современного дизайна является активно развивающийся в последнее время информационный дизайн (медиадизайн, дизайн мультимедийного продукта). Он основывается на практике художественно-технического оформления и представления информации, с учетом эргономики работы с информационными источниками и сервисами, функциональных возможностей представления информации, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и ряда других факторов.
В самом общем понимании к информационному дизайну относят процесс и результат дизайна мультимедийного источника информации или информационного сервиса. Обучающие материалы по информационному дизайну у одних авторов принято начинать с его применения в веб среде, у других - с применения в массмедиа.
Другим не меннее важным направлением общего дизайна является аналитический дизайн, основывающийся на глубокой статистико-аналитической работе. В области информационного и аналитического дизайнов известны печатные работы Эдварда Рольфа Тафти, профессора статистики, политологии и компьютерных наук Йельского университета, в которых автор выделяет отличительные особенности аналитического дизайна:
1) сравнение;
2) установление причинно-следственных связей;
3) отображение данных в количестве измерений, больше двух;
4) интеграция всех необходимых способов отображения информации (текст, рисунки, видео, звук и т. д.),
5) указание источника информации;
6) базирование на качественных, своевременных и честных данных.
Аналитический дизайн находит свое применение и в проектировании символьных форм, представительских знаков предприятий производства, сферы услуг и др. Создание художественного образа будущего символа основывается на целом комплексе знаний из разных областей наук. Помимо обладания сугубо художественными навыками в рисунке дизайнер должен быть хорошим психологом, учитывать эргономические требования, а также владеть информационными технологиями. В основе символического образа, создаваемого дизайнером, должны лежать культурные ценности и традиции, сформировавшиеся на протяжении всей истории цивилизации. «Если графический образ точен — тогда символика доминирует над всем, что производит фирма, это ее особым образом мобилизует, поднимает ее культуру».
Представительский знак - это графический символ, неповторимый и легко запоминаемый. "Увиденный один раз он способен воистину впитаться в наше сознание, как меткий афоризм. Представительский знак заявляет на всемирном рынке сбыта и потребления о том, кого он представляет, одновременно защищая его коммерческие, профессиональные и творческие интересы. Разработка представительской символики предприятий и организаций связана с огромной предварительной аналитической работой дизайнера-проектировщика, а для символики петербургского стиля необходимо сохранение особой культуры и одухотворенности Санкт-Петербурга». Поэтому важным аспектом комплексного подхода к процессу воспитания и обучения студентов-петербуржцев является глубокое почитание исторических и национальных традиций великого города на Неве.
Курс «Аналитический дизайн» разработанный для студентов, обучающихся по направлениям «Дизайн», «Художественное образование», «Реклама» и др., призван способствовать решению вышеозначенных задач. Помимо изучения теоретического материала обучающиеся проходят практикум двух видов, один из которых предполагает получение практических профессиональных навыков будущих дизайнеров на базе фирмы «D'EME-центр» и непосредственно на рабочих местах в ведущих мастерских Санкт-Петербурга. К сотрудничеству по данной программе приглашены ведущие художественные академии Санкт-Петербурга, такие как Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Международная Академия бизнеса. Участие в реальных проектах повышает мотивацию студентов к обучению и самообучению и позволяет раскрыть их индивидуальный творческий потенциал.
Результативность и эффективность работы современного дизайнера зависит от степени использования информационных и коммуникационных технологий. Быстрое принятие решение по выбору оптимальной программной среды и технического оборудования для выполнения поставленной задачи, грамотное использование средств коммуникации подтверждает профессиональный уровень специалиста при взаимодействии с заказчиками. В ходе обучения курсу «Аналитический дизайн» студенты должны
- уметь:
-
решать задачи, ориентированные на научно-исследовательскую, художественно-творческую работу в дизайне с целью повышения имиджа организации;
-
разрабатывать проектные методики в дизайне;
-
разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи;
-
ставить художественно-творческие задачи и предлагать их решения путем взаимной профессиональной интеграции;
-
использовать компьютерные технологии в издательской деятельности;
-
применять современные информационные и коммуникационные технологии;
- владеть:
-
методами творческого процесса дизайнеров;
-
методами выполнения поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов;
-
навыками творческой деятельности в области компьютерного графического дизайна для совместной работы с дизайнерами различных сфер приложения.
Приобретенные в процессе прохождения курса аналитического дизайна студентами знания, навыки и умения могут быть использованы в практической деятельности дизайнера, специалиста в области рекламы, связей с общественностью и других смежных направлений. Участие студентов в реальных проектах и заказах промышленности позволяет им до окончания учебного заведения получить опыт работы с конструкторами, технологами, производством, а также опыт взаимодействия с клиентами в ведущих дизайн-студиях и художественно-проектных бюро Санкт-Петербурга.
Источники:
Edward R. Tufte, Visual explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative
«Александр Невский»: Отечественный всероссийский гражданский журнал-летопись, 2005 г., № 3.: с. 68
«Александр Невский»: Отечественный всероссийский гражданский журнал-летопись, 2005 г., № 3.: с. 62 - 72
http://www.rusarticles.com/kursi-statya/professionalno-orientirovannyj-podxod-k-obucheniyu-studentov-kursu-analiticheskij-dizajn-4204401.html
Об автореТарасова Т.Е. РГПУ им. А.И. Герцена, к.пед.н., доцент
Видеоуроки Autocad <Предыдущая | Следующая> Академик В.М.Бронников. Метод Бронникова: психобиокомпьютер и сверхсознание. Феодосийский Центр Развития Человека. Сверхвозможности и их развитие |
---|