Зима - время сани снаряжать
Вы не выбросили старые лыжи - и правильно поступили. Потому что это полозья грузовых саней. Итак, если нужно перевезти что-то тяжелое, делайте сани.
Две лыжи (рис. 1) со снятыми креплениями соедините брусом сечением 150x150 мм. Для этого к брусу вначале прибейте гвоздями "подошву" из фанеры толщиной 10 мм и затем зафиксируйте ее на опорных площадках лыж шурупами 5x24. В брусе предусмотрите ложемент, который может быть выполнен двумя пропилами под 90, для перевозки длинномеров (бревен, труб и т.п.). Для укрепления грузов обвязками поверху бруса, на его краях, прибейте по бруску сечением 40x40 мм или по жерди диаметром около 50 мм и длиной 1000-1500 мм.
Тяговый шнур привяжите к передней связке - бруску, который закреплен двумя шурупами 4x25 с шайбами на заостренных загибах лыж. Чтобы снег с середины лыжни не создавал сопротивления саням, к брусу снизу прибейте щит - загнутый лист железа толщиной 1 мм. Можно использовать согнутый вдвое лист оцинкованного железа толщиной 0,5 мм.
И последнее. Эти сани особенно эффективны, если их тянет лыжник. Поэтому расстояние между полозьями саней должно соответствовать ширине лыжни. Тяговый шнур пропускайте через плечи и под мышками - руки свободны и можете идти на лыжах, отталкиваясь палками, с санями "на гибкой сцепке".
Можете сбить сани большей грузоподъемности с двумя полозьями из досок (рис. 2). Подойдут обрезные доски 150x40 мм и длиной до 3 м. Поперечины лучше сделать из двух брусьев 150x150 мм, они же будут служить опорой перевозимым тяжестям. Для мелкого и насыпного груза можно набить на поперечины платформу из досок; для перевозки длинных брусьев, жердей или других длинномеров достаточно на поперечинах предусмотреть боковые упоры, как показано на рисунке.
Полозья крепите к поперечинам, утапливая головки гвоздей. Можно дополнительно усилить это соединение подкосами.
Передние концы полозьев снизу подбейте загнутыми кверху носками из листового железа толщиной 2-3 мм. Эти сани можно тянуть или толкать, с учетом удобства и безопасности при движении под уклон. Расстояние между полозьями саней должно быть 500-800 мм, а хранить их лучше на холоде, чтобы на опорных поверхностях полозьев сохранялась наледь.
Наиболее простые сани показаны на рисунке 3. Они изготавливаются из жердей под конкретный груз, по размерам его нижней части, то есть по принципу "обрешетки". Опорные поверхности полозьев из жердей диаметром 100-120 мм необходимо обработать рубанком. Спереди они должны иметь косой срез. Поперечные и боковые связи из жердей меньшего диаметра сбиваются между собой и полозьями гвоздями, вплотную к грузу. Но при этом нужно не забыть пропустить под боковые связи концы шнуров обвязки, а если перевозится мебель и подобные грузы, где не допускается повреждение поверхностей, прежде положите мешковину или любые мягкие прокладки на опорные поверхности. Эти сани удобно толкать, одновременно страхуя груз от падения набок.
Рис. 1. Грузовые сани с полозьями из лыж:
1 - лыжи; 2 - брус поперечный, опорный; 3 - "подошва"; 4 - бруски продольные; 5 - шнур тяговый; 6 - брусок поперечный; 7 - щит; 8 - груз; 9 - обвязка
Рис. 2. Грузовые сани повышенной грузоподъемности с полозьями из досок:
1 - полозья; 2 - поперечины; 3 - упоры; 4 - носки полозьев (лист S2...3); 5 - груз; 6 - обвязка
Рис. 3. Грузовые сани "обрешетка":
1 - полозья-опоры груза; 2 - связь поперечная; 3 - связь боковая; 4 - груз; 5 - обвязка
Горячая вода на даче-Моделист Конструктор выпуск март №3 2000 <Предыдущая | Следующая> Транспорт сибирской глубинки |
---|