Резиномоторная "парта"
В проектировании и создании предлагаемой резиномоторной класса В1 учитывались три основных требования: недефицитность материалов, относительная технологическая простота изготовления и достаточно высокие летные характеристики. Модель с этими свойствами очень нужна на этапе перехода от простых схематических к таким, с которых начинаются "погони" за результатом на соревнованиях любого ранга.
Из ранних публикаций "Моделиста-конструктора" при проектировании нового аппарата более всего привлекли некоторые узлы и детали, а именно - силовая труба-балка фюзеляжа, намотанная из крафт-бумаги на эпоксидной смоле, однолопастный винт с балансиром и простое по конструкции крыло, напоминающее технику чемпиона международных соревнований. После анализа и размышлений и получилась представляемая вниманию читателей модель.
Фюзеляж изготовлен, как и предполагалось, из крафт-бумаги, пропитанной эпоксидной смолой и намотанной на оправку (толщина стенок трубки не должна быть менее 0,4-0,42 мм). Готовая деталь зачищается мелкозернистой шкуркой и лакируется или красится водонепроницаемыми эмалями. Передняя и задняя бобышки выточены из дюралюминия. Толщина стенок стаканчиков, вставляемых на клею в трубу-фюзеляж, не должна превышать 0,5-0,6 мм.
Хвостовая балка прямоугольного сечения - из сосновой, еловой или липовой рейки сечением 6x6 мм, уменьшенным до 3,5x3,5 мм в хвостовой части. Балка выстругана и покрыта паркетным лаком, не дающим коробления детали при высыхании.
Бобышка и воздушный винт были изготовлены, как рекомендовалось в "Моделисте-конструкторе" № 4 за 1994 г. Данное решение считаем достаточно удачным. Но если у вас есть готовые бобышки обычного типа под двухлопастный винт, то смело применяйте их. Ведь основное назначение подобной модели - тренировки и еще раз тренировки. А только опыт позволит достигнуть значительных результатов (притом стабильных!) и - значит - выиграть соревнования.
Киль наборный, хотя можно его выполнить и из бальзовой пластины, пенопласта или даже выгнуть из дюралевой спицы диаметром 2 мм. Особого практического значения его конструкция не имеет. Какой вариант вы считаете наиболее приемлемым, такой и используйте.
Стабилизатор наборный, с прямыми и диагональными нервюрами и двухполочным лонжероном. Если у вас есть возможность изготовить кромки и нервюры оперения из бальзы - отлично, если нет - используйте липу или осину плотностью 0,33-0,37 г/см3. Из отечественных материалов получается стабилизатор массой около 5-7 г. Обтяжка - тонкой (0,015 мм) матовой лавсановой пленкой. Один опытный экземпляр был обтянут тончайшим металлизированным лавсаном от конденсаторов, какой обычно применяют ракетомоделисты. Результаты оказались весьма хорошими - 3,7 г на весь стабилизатор из бальзы. Но он оказался недостаточно прочен и нередко ломался при посадках.
Прежде чем рассказать о крыле, несколько замечаний о системе детермализатора. Если у вас нет таймера, то использование фитиля для аэродинамической перебалансировки станет неплохим решением (хороший таймер делается из обычного фотографического, а это работа долгая, тонкая и кропотливая). Мы применили нестандартный прием перебалансировки крыла для ввода модели в режим парашютирования. Способ прост и позволяет не довешивать на хвост дополнительных приспособлений. Это экономит вес узла оперения и, следовательно, обеспечивает большое плечо стабилизатора при подборе нужной центровки (стабилизатор крепится неподвижно). Единственное условие - крыло после срабатывания таймера или фитиля должно составлять с осью фюзеляжа угол примерно 35-37°. Модель парашютирует носом вниз и касается земли своей силовой частью.
Подкосы, на которых крепятся ложементы крыла, аналогичны по схеме модели "Стрекоза", описанной в "Моделисте-Конструкторе" № 4 за 1990 год. Они выполнены из алюминиевых вязальных спиц диаметром 2,5 мм. Уголки и хомутики изготовлены из белой жести от консервных банок. Нитки № 10 или типа "Маккей".
Центровка готовой модели должна находиться примерно в 60% от передней кромки крыла. Первые запуски лучше проводить в спокойную погоду со слабым ветром. Резиномотор закручивается не более чем на 100-150 оборотов. Время горения фитиля подбирается опытным путем.
В остальном, что касается регулировки моторного полета и планирования модели, еще раз настойчиво рекомендуем перечитать и запомнить советы, включенные в материал "Стрекоза"-победительница".
Рис. 1. Геометрические параметры резиномоторной модели.
Рис. 2. Стабилизатор:
1 - задняя кромка (липа, сосна 4x1,2 мм); 2 - законцовка (липа, шпон 1,2 мм); 3 - лонжерон (сосна 3x1 мм); 4 - косынка (липа, шпон 1,2 мм); 5 - передняя кромка (сосна 2x2 мм); 6 - прямая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 7 - косая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 8 - центральная нервюра (липа, шпон 1,2 мм); 9 - обшивка (наполненный лавсан 0,015 мм).
Рис. 3. Крыло:
1 - задняя кромка (сосна 6x2 мм); 2 - законцовка (липа, шпон 2 мм); 3 - лонжерон (сосна 6x1,5 мм); 4 - косынка (липа, шпон 1,2 мм); 5 - передняя кромка (сосна 3x5 мм); 6 - стыковочная нервюра (липа, шпон 1,2 мм); 7 - обшивка (наполненный лавсан 0,015 мм); 8 - прямая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 9 - косая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 10 - центральная нервюра (липа, шпон 2 мм); 11 - ложемент (сосна 3x3 мм; привязывать после обтяжки крыла). Стенка лонжерона - липовый шпон 0,8 мм на ушке крыла, шпон 1,2 мм по центроплану. Ушко пристыковывается к центроплану после обтяжки крыла без усилений на эпоксидной смоле.
Рис. 4. Схема детермализатора:
1 - фюзеляж; 2 - проклеенные нитки; 3 - стойка переднего подкоса; 4 - ложемент; 5 - ушко (дюраль 0,8 мм); 6 - нитка; 7 - хомут с винтом; 8 - фитиль; 9 - корд; 10 - уголок фиксатора ложемента; 11 - кембрик; 12 - задняя стойка подкоса.
Рис. 5. Профили крыла (А) и стабилизатора (Б). Профиль косых нервюр крыла получают геометрическим построением.
Трассовый моделизм: с чего начать новичку?-Моделист Конструктор выпуск №11 ноябрь 1995 <Предыдущая | Следующая> Подружить часы с приемником-Моделист Конструктор выпуск №11 ноябрь 1995 |
---|