Аэрокаталог
Ли-2 (Douglas DC-3)
В середине 30-х годов для гражданской авиации СССР потребовались новые вместительные скоростные и в то же время экономичные самолеты, поскольку эксплуатировавшиеся в тот период машины явно не удовлетворяли потребности страны в пассажирских авиаперевозках. В связи с этим в 1934 году был организован открытый конкурс проектов пяти- и двенадцатиместных скоростных (до 450 км/ч) пассажирских самолетов.
Начавшиеся в 1936 году испытания новых пассажирских машин (ПС-35 А. Архангельского и А. Туполева, «Сталь-7» Р. Бартини и ОКО-1 В. Таирова) показали, что комфортабельность и экономичность этих самолетов оставляли желать лучшего. Продолжить работы по созданию пассажирских самолетов не позволяла загрузка всех основных ОКБ оборонными заказами, поэтому было признано целесообразным приобретение в США лицензии на производство пассажирского самолета Douglas DC-3. О его экономичности можно судить из сравнения с ПС-35: с теми же моторами DC-3 перевозил вдвое больший коммерческий груз!
DC-3 был спроектирован и построен в 1935 году фирмой Douglas, которую возглавлял получивший к тому времени широкую известность американский конструктор Доналд Уилс Дуглас. DC-3 стал одним из самых популярных пассажирских самолетов того времени - за период его серийного производства (вплоть до 1947 года) было выпущено 10654 машины в гражданском (DC-3) и военном (С-47) вариантах.
DC-3 представлял собой цельнометаллический двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Мощность каждого из его двигателей составляла около 1200 л.с. Экипаж состоял из двух-трех человек, при этом самолет мог брать на борт до 28 пассажиров. Крейсерская скорость DC-3 составляла 350 км/ч, а максимальная дальность полета доходила до 2420 км.
С 1939 года самолет DC-3, в конструкцию которого были внесены изменения, связанные с некоторым повышением его прочности, применением отечественных материалов и оборудования, эксплуатировался в аэрофлоте под обозначением ПС-84. С 1942 года машина стала называться Ли-2 - по фамилии В. Лисунова, главного инженера подмосковного авиационного завода № 84, где осваивался выпуск DC-3.
За период с 1939 по 1945 год было выпущено 2419 самолетов ПС-84 и Ли-2.
Ли-2 (Douglas DC-3). Длина 19630 мм, размах 28960 мм, масса пустого 8030 кг, коммерческая нагрузка 3000 кг, экипаж 2-3 чел., число пассажиров 28 чел., двигатели - М-62ИР мощностью по 1200 л.с., крейсерская скорость 350 км/ч.
Catalina PBY-1 (ГСТ, МП-7)
Летающая лодка Catalina PBY-1 была спроектирована и построена в 1935 году американской фирмой Consolidated под руководством инженера Исаака Ладдона. Машина представляла собой двухмоторный цельнометаллический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом и двухреданной лодкой с весьма совершенными гидродинамическими обводами. На концах консолей устанавливались подкрыльные поплавки, обеспечивавшие остойчивость самолета на воде. В полете стойки поплавков складывались, а поплавки при этом становились законцовками консолей.
Силовая установка - два звездообразных поршневых двигателя воздушного охлаждения «Райт-Циклон» или «Пратт энд Уитни» мощностью 875 л.с.
В СССР летающие лодки Catalina появились в 1937 году - три таких машины были закуплены известным советским летчиком С. Леваневским при посещении им фирмы Consolidated. Испытания гидросамолетов показали, что использование летательных аппаратов такого класса в нашей стране экономически целесообразно. Вскоре была приобретена лицензия на выпуск этой летающей лодки, и в 1939 году начался серийный выпуск новой машины, названной у нас ГСТ (гидросамолет транспортный). Поначалу машины передавались в Главсевморпуть, но с началом Великой Отечественной войны гидросамолеты были мобилизованы и под названием МП-7 начали службу в качестве дальнего морского разведчика-бомбардировщика.
Летающие лодки Catalina помимо США и СССР строились также в Англии и Канаде и по праву считались лучшими самолетами для выслеживания субмарин - благодаря хорошим летным данным и большой продолжительности полета.
Catalina PBY-1 (ГСТ, МП-7). Длина 20 050 мм, размах 31720 мм, масса пустого 6570 кг, взлетная масса 12 800 кг, экипаж 5-7 чел., двигатели «Пратт энд Уитни» или «Райт-Циклон» мощностью по 875 л.с., максимальная скорость около 300 км/ч на высоте 2600 м, дальность полета 4300 км. На самолетах советской постройки использовались двигатели М-87, М-88 и М-62 мощностью 860-1200 л.с., а также АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Вооружение - 7,62-мм пулеметы и бомбы общей массой до 1000 кг.
Fairey Swordfish Туре 1
В Великобритании первыми палубными самолетами, как правило, становились обычные сухопутные машины - они оснащались посадочной штангой с крюком и получали к своему названию приставку SEA - морской. В небольших количествах строились и специальные самолеты для авианосцев - к их числу можно отнести торпедоносец Swordfish, спроектированный и построенный английской фирмой Fairey в 1933 году.
Это был классический одномоторный биплан, способный развивать скорость до 224 км/ч и нести при этом 18-дюймовую торпеду.
Однако архаичный облик самолета и отстававшие на десятилетие летные характеристики не помешали его долгой жизни. Fairey Swordfish серийно выпускался до 1944 года, воевал до окончания войны и принимал участие во многих операциях британских ВМС. Помимо торпеды, Swordfish мог нести обычные и глубинные бомбы.
Fairey Swordfish Type 1. Длина 11000 мм, размах 13870 мм, взлетная масса 3946 кг, экипаж 2 чел., двигатель фирмы Bristol «Пегас-111 М3» мощностью 690 л.с., дальность полета с подвесными баками 1657 км, потолок 3260 м, разбег по палубе - от 57 до 165 м (в зависимости от скорости авианосца). Вооружение - два пулемета, 18-дюймовая торпеда или бомбы до 680 кг.