«Ягуар»: лучший из прототипов
Наша разработка предназначена для не слишком "шикующих", но еще активно действующих технических кружков. Дело в том, что мы попытались создать универсальную конструкцию, позволяющую мальчишкам строить весьма эффектные и привлекательные для них спортивные микромашины-копии, иногда даже не укладывающиеся в условия "Правил соревнований". Главное, как нам кажется, - доступными способами увлечь новичка, не дать ему разочароваться в автомоделизме, а дальше уже будет значительно проще.
Основой нашей разработки стала многовариантная копия необыкновенного по своим внешним формам автомобиля "Ягуар" 50-х годов. Именно с учетом конфигурации его кузова сделана оснастка для вакуумной вытяжки (об этой технологии уже достаточно подробно рассказывал "Моделист-конструктор") оболочки из любого листового пластика. Масштаб копирования - 1:18. Не укладываясь в список известных масштабов, он позволяет при длине копии 231 мм создавать машины не только известных классов ЭЛ-3, ЭЛ-4, РМ-2, но и "самопальных", разработанных в рамках отдельных кружков. Так, у нас существует подкласс кордовых автомоделей с бортовым питанием для соревнований по правилам, близким к ЭЛ-3. По сравнению с "прямоходами" ЭЛ-4 у нас введено более жесткое ограничение по источникам питания: можно использовать только обычные отечественные плоские батареи ("алкалайны" не допускаются). На двигателях исключительно отечественного производства разрешено лишь дорабатывать щеточный узел для повышения его термостойкости. Заезды проводятся как в упражнении "скорость" на базе в десять кругов, так и в аналоге "ралли" - на скорейшее прохождение фиксированного большого числа кругов. В ближайших планах у нас переход на быстрозаряжаемые пальчиковые аккумуляторы с синтрованными электродами, что не только сократит финансовые расходы на бесконечное приобретение партий батареек, но и поставит юных участников в равные условия на соревнованиях.
Шасси на нашей модели сделано из дюралюминиевых пластин и имеет настолько простую схему, что его изготовление в особых пояснениях не нуждается - все ясно из приведенных рисунков. В основном варианте задние ведущие колеса ставятся непосредственно на удлиненный вал электродвигателя марки МП-2-007. Еще раз спасибо "Моделисту-конструктору" за подсказки - именно из журнала мы узнали об этом удачном моторчике. Не вызывает особых сложностей и схема "подвески" двигателя на своем валу, когда корпус вообще не крепится на модели, а лишь с помощью легкой скобы удерживается от проворота. Именно в таном варианте при прямой передаче на колеса ликвидируются все потери, связанные с несоосностью подшипниковых отверстий, да и условия вращения якоря несравненно лучше, чем при консольном монтаже колес. Возвращаясь к электродвигателю, заметим, что выбор масштаба копирования "Ягуара" был обусловлен габаритами именно двигателя.
Дополнительно на модели монтируется остановочное приспособление. Ступицы колес отливаются из предварительно подкрашенной масляной краской эпоксидной смолы. Шины вытачиваются из микропористой резины на станке или с помощью электродрели. Оси сделаны из стальных вязальных спиц диаметром 2 мм. Подшипниковых вставок рама шасси не имеет, так как при толщине в 2...3 мм каленый дюралюминий с успехом заменяет бронзу. Крепление оболочки кузова на шасси - любым удобным способом, не портящим внешний вид копии. Кордовая планка фиксируется на пластинах рамы винтами М3, а батарея питания электродвигателя - жесткими резиновыми кольцами.
В заключение хотелось бы сказать, что начали мы свою работу с типового кузова, перейдя затем к стандартизованному шасси (исключая резиномоторные модификации). Сейчас в нашем кружке готовится целый ряд приспособлений для вакуумной вытяжки различных кузовов.
Характеристика | Масштаб | |||||
1:1 | 1:8 | 1:12 | 1:18 | 1:24 | 1:32 | |
Длина | 4152 | 519 | 346 | 231 | 173 | 130 |
Ширина | 1632 | 204 | 136 | 91 | 68 | 51 |
Высота | 1272 | 159 | 106 | 71 | 53 | 40 |
База | 2520 | 315 | 210 | 140 | 105 | 79 |
Описание автомобиля-прототипа
Одним из старых разработчиков, до сегодняшнего дня выпускающим скоростные лимузины высочайшего класса, является известная английская фирма "Ягуар". Спортивные машины-"ягуары" завоевали всемирное признание уже в 1951-1957 годах, когда помогли своим владельцам пять раз выиграть крупнейшие международные гонки. Наиболее известным автомобилем той поры был "Ягуар-Д", путем последовательных трансформаций возникший из серийной модели "Ягуар ХК-120". Именно последняя машина и явилась прототипом, привлекшим наше внимание благодаря своей истории и изысканности форм кузова.
"Ягуар ХК-120" - двухместный автомобиль спортивного типа, который изготовлялся серийно в нескольких вариантах, отличавшихся в основном крышей салона (жесткая или убирающаяся) и расположением места водителя (лево- или правостороннее). В период 1948-1954 годов было выпущено 12078 машин этой марки.
Кузов "Ягуара ХК-120" выполнен нетрадиционным методом. Он дюралюминиевый и установлен на деревянной раме (некоторые машины поздних серий имели уже стальной кузов и стальную раму). Двигатель водяного охлаждения размещен впереди, под развитым по длине капотом. Он рядный, шестицилиндровый; рабочий объем - 3442 куб. см., степень сжатия - 7. Максимальная мощность - 150 л.с. при 5200 об/мин, или 160 л.с. при тех же оборотах и степени сжатия 8. Трансмиссия включала частично синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Передние колеса - с независимой подвесной, подрессоренной с помощью витых пружин и амортизаторов. Задний мост неразрезной, подвешен на обычных рессорах, дополненных двумя амортизаторами. Тормоза барабанного типа установлены на всех четырех колесах. Полная масса машины - 1117 кг. Максимальная скорость - 192 км/ч.
Интересно отметить, что изображенный на рисунках "Ягуар ХК-120" имеет в своем распоряжении австрийский архитектор А. Мербах. Машина полностью на ходу, и ее можно увидеть на ежегодных слетах-соревнованиях сохраненных, реставрированных или вновь созданных по старым чертежам автомобилей-раритетов. "Ягуар" А. Мербаха принимает участие в стартах категории GT в числе самых быстрых представителей этого класса - "альфа ромео", "лотусов", "триумфов" и "феррари". На фотографиях показана машина со стартовым номером 11; кузов ее красного цвета. Конечно, не на пользу исторической правдивости идет наклеенная над стартовым номером эмблема "Camel" и более широкие, чем надлежало бы быть, шины колес.
Описание и чертежи автомобиля "Ягуар ХК-120" подготовлены с использованием материалов из чешского журнала "Моделарж".
Универсальная автомодель-копия с электроприводом
Серийный спортивный двухместный автомобиль "Ягуар ХК-120", М 1:24
Двухэлементный микшер <Предыдущая | Следующая> Советы со всего света |
---|