"Гнездо" для мотора
Я самодельщик со стажем - строил нужную для хозяйства технику и транспортные средства. Самым большим моим увлечением были моторные лодки, коих за свою жизнь построил немало: и для себя, и для родственников, и даже на продажу. Из всех них только первые варианты (в том числе и лодка "Надежда", о которой шла речь в предыдущей статье), были без столь важного, на мой взгляд, конструктивного элемента, как подмоторная ниша с выгородкой.
Сделав же очередную лодку с этим усовершенствованием, я понял, что даже при дефиците места в суденышке наличие выгородки значительно облегчает его эксплуатацию: захлест воды в лодку происходит значительно реже, да и спина стала почти недосягаемой для брызг из-под буруна за кормой, остается сухой. Особенно эта выгородка спасает от попутной волны обгоняющих катеров и других быстроходных судов.
Изготовление подмоторной ниши с выгородкой во время постройки судна больших затруднений не вызывает. Возможно также ее устройство и в уже эксплуатируемой моторной лодке, только переборку в этом случае, скорее всего, придется сделать составной.
Основным силовым и опорным элементом ниши служит переборка. Изготовлена она из такого же дюралюминиевого листа, что и корпус лодки. Внешний контур в точности повторяет поперечное сечение лодки (без учета толщины обшивки) в том месте, где она будет установлена. Переборка соединяется (в данном случае склепывается) с элементами корпуса, к которым она прилегает: с днищем и бортами. Для этого на ее выкройке по всему периметру оставляются 25-мм припуски; верхний из них служит ребром жесткости (для безопасности он загибается в трубку).
В переборке вырезается проем по ширине ниши, с неширокими перемычками вверху и внизу. На боковых кромках проема тоже оставляются припуски - к ним приклепываются боковые стенки ниши, прикрепляемые также к транцу и уширенным частям пиллерсов (пиллерсы у кормы на длине ниши делаются уширенными, с небольшими лючками, через которые загружается пластиковая тара для непотопляемости лодки).
К верхней перемычке переборки, к стенкам ниши и транцу приклепывается выгородка, вырезанная тоже из дюралюминиевого листа. Ее можно выполнить ступенчатой или плавнозакругленной. Первый вариант проще: в боковых припусках выкройки достаточно сделать только две пары вырезов (в места изгибов). Второй (который я чаще всего использую) считаю более предпочтительным, но при нем нужно делать вырезы на всей длине припусков с небольшим интервалом. Чуть выше поверхности выгородки в ранце сверлятся отверстия для стока попавшей в нишу воды.
В завершение устройства подмоторной ниши на транце закрепляется доска - для крепления подвесного мотора. Отмечу некоторые варианты ее устройства для более надежной подвески двигателя.
Первый вариант - самый простой и распространенный: крепление мотора непосредственно на доске. Он достаточно надежный, только доску я устанавливаю почти вдвое шире, чем на промышленных лодках (около 200 мм) - меньше риск повредить пальцы при закручивании винтов. Но поскольку упорные чашки кронштейнов в древесину "вгрызаются", то доска со временем приходит в негодность, и ее приходится менять.
Чтобы продлить срок службы доски, я надеваю на нее "чехол" из дюралюминиевого 2 - 3-мм листа. Но при таком варианте риск соскальзывания мотора увеличивается.
Поэтому чехол я выполняю с буртиком в верхней части (его можно выгнуть при изготовлении). Или в этом месте приклепать дюралюминиевую пластину толщиной 5 - 6 мм и шириной 12 - 15 мм (уточняется по кронштейнам мотора и упорным чашкам).
При установке транцевой доски (а значит, и определении высоты задней кромки выгородки) необходимо учесть, что высота подвески разных двигателей может колебаться от 365 до 405 мм, а потому еще до строительства лодки надо определиться с выбором мотора.
Подмоторная ниша в корме моторной лодки:
1 - транец; 2 - уширенная часть пиллерса с лючком (2 шт.); 3 - переборка; 4 - выгородка; 5 - борт лодки; 6 - болт М8 (4 шт.); 7 - транцевая подмоторная доска; 8 - боковая стенка (2 шт.)
Крепление струбцин подвесного мотора на транцевой доске - через чехол с буртиком (а - чехол с приклепанным буртиком; б - чехол с выгнутым буртиком):
1 - струбцина; 2 - транец; 3 - транцевая доска; 4 - чехол; 5 - приклепанный буртик; 6 - винт крепления с упорной гайкой; 7 - выгородка
Варианты изготовления выгородки (а - ступенчатая, б - плавно закругленная):
1 - корпус лодки; 2 - выгородка; 3 - переборка; 4 - транцевая доска
Источник:
Моделист конструктор 2006
Лодка на "лыже" <Предыдущая | Следующая> «Торос-1»: и по суше, и по воде.Самодельная транспортное середство на воздушной подушке |
---|