Аэрокаталог
Dewoitine D.520C1
Истребитель Dewoitine D.520C1 (С1 - chasseur - истребитель одноместный), созданный группой конструкторов фирмы Dewoitine под руководством Робера Кастелло, по праву считался лучшим среди себе подобных в предвоенной Франции.
Разработка машины началась в 1937 году, а уже в июне 1938 года летчик Марсель Дорэ поднял в воздух первый ее экземпляр. Второй экземпляр с более мощным двигателем продемонстрировал свои весьма внушительные летные данные в начале 1939 года.
В последовавшем решении о серийном производстве оговаривались и планы выпуска - в 1939 году предполагалось произвести 200 машин, однако первый серийный самолет сошел со сборочной линии завода объединения Sncam (в которое после национализации вошла фирма Dewoitine) в Тулузе лишь в ноябре. Начавшаяся Вторая мировая война значительно увеличила аппетиты военных - в сентябре заказ увеличили до 1280 машин, а к маю 1940 года - до 2200.
Действительность, к сожалению, значительно отличалась от желаний ВВС. Причинами задержек выпуска D.520 были как проблемы с поставками комплектующих (двигатели, винты, вооружение, шасси), так и недостаточная конструкторская проработка самолета.
К моменту немецкого вторжения лишь одна группа (полк) полностью освоила новый истребитель и еще одна находилась в процессе обучения. В ходе недолгих боевых действий (до 25 июня) еще три группы успели получить D.520 и помериться силами с немецкими и итальянскими летчиками. В результате - 147 сбитых самолетов противника, оплаченные потерянными в бою 54 машинами. К моменту капитуляции удалось выпустить 438 единиц D.520.
Оккупировав Францию, немцы возобновили выпуск D.520 - на сей раз для тренировочных подразделений люфтваффе. Часть машин была передана их союзникам - Италии, Румынии и Болгарии. Если в первых двух странах D.520 использовали только для тренировки, то болгарские летчики не раз вступали в бой с американскими самолетами, бомбившими объекты в Болгарии и Румынии.
Когда немцы разрешили правительству Виши возродить ВВС, D.520 был выбран в качестве основного истребителя, и вскоре возобновлен даже серийный выпуск - но уже под маркой Sncase D.520. Вишистские "девуатины" приняли участие в сирийской кампании (июнь - июль 1941 года), а в ноябре 1942 года препятствовали высадке англо-американского десанта в Северной Африке.
Выпуск этого самолета завершился летом 1944 года на 905-й машине. После освобождения Франции часть D.520 вошла в состав ВВС генерала де Голля и воевала против немцев. В качестве тренировочных эти машины использовались до 1953 года.
Технические данные D.520: размах крыла - 10,2 м, длина - 8,6 м, взлетная масса - 2680 кг, максимальная скорость - 538 км/ч, дальность полета - 950 км. Двигатель - Hispano-Suza 12Y-49 мощностью 930 л.с. Вооружение - одна 20-мм пушка, четыре 5-мм пулемета.
Модель фирмы Tamiya изображает самолет аса сирийской кампании лейтенанта Ле Глоана.
Sea Harrier FRS
Появление в 50-х годах реактивной авиации потребовало удлиненных и усиленных бетонных взлетно-посадочных полос - самого уязвимого элемента боевого авиационного комплекса. И поэтому создание самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) было в тот период одной из самых насущных задач при разработке новых летательных аппаратов. Однако реализовать эту мечту всех военных удалось лишь английской фирме Hawker, построившей полноценный СВВП, который получил впоследствии название Harrier.
Создателем первого СВВП был один из самых выдающихся конструкторов в истории мировой авиации Сидни Кэмм. Непосредственную же разработку самолета возглавлял Ралф Хупер.
Своим успехом необычный для того времени летательный аппарат был обязан двигателю фирмы Bristol-Siddli, в котором впервые удалось осуществить разделение воздушно-газового потока на четыре струи и благодаря поворотным соплам изменять направление их истечения.
13 марта 1961 года летчик Уильям Бедфорд поднял новую машину в первый полет - сначала с обычным самолетным разбегом, а через полгода - с вертикальными взлетом и посадкой.
В 1969 году первые серийные машины поступили на вооружение английских ВВС. Не мог не заинтересоваться ими и Королевский флот, которому грозила перспектива лишиться последних авианосцев из-за дороговизны их содержания. В 1975 году началась разработка морской модификации Harrier. На истребитель установили РЛС, подняли для улучшения обзора кабину и провели другие доработки.
Первая серийная машина морской модификации взлетела 20 августа 1978 года, через год эти самолеты начали поступать на вооружение Королевского флота под обозначением Sea Harrier FRS.1 (FRS - истребитель-разведчик-ударный самолет), а в мае 1982 года им уже пришлось пройти боевое крещение в водах Южной Атлантики.
Авианесущий корабль "Инвинсибл" и бывший авианосец "Хермис" обеспечили англичанам победу в сражении за Фолкленды, и огромную роль в этой двухмесячной военной кампании сыграли 28 самолетов Sea Harrier. Несмотря на численный перевес аргентинцев, в воздушных боях они не сумели сбить ни одного Sea Harrier, а те, напротив, уничтожили около трех десятков самолетов противника.
Кстати, Sea Harrier вскоре перешли к измененному способу взлета с палубы - с коротким разбегом и "прыжком" в воздух с трамплина, что позволило заметно увеличить полезную нагрузку и перейти из категории ВВП в КВВП (короткий взлет и вертикальная посадка).
В 1988 году началось переоборудование FRS.1 в более мощный вариант FRS.2, хотя потенциал самолета, созданного почти 40 лет назад, не раскрыт до конца до сих пор...
Технические данные СВВП Sea Harrier FRS.1/FRS.2: Размах - 7,7 м, длина - 14,5 м, взлетная масса - 8620/11880 кг, максимальная скорость - 1190 км/ч, дальность полета (при вылете на перехват) 800/1800 км. Двигатель - Rolls-Royce Pegasus 104 с тягой 9755 кгс. Вооружение: две 30-мм пушки, подвески (ракеты, бомбы, НУРС, ПТБ) до 2270 кг.
Масштабная копия фирмы Tamiya (М 1:48) изображает самолет в период, непосредственно предшествовавший Фолклендской кампании.
KI-46
Одной из немногих стран, которая уделяла большое внимание стратегической авиаразведке до Второй мировой войны, была Япония. Огромные пространства Китая, где уже шла война, и Тихого океана, где ее предполагалось вести, требовали особых самолетов-разведчиков.
Одним из самых удачных представителей этой категории стал Ki-46, созданный фирмой Mitsubishi для ВВС императорской армии.
Главный конструктор Томио Кубо сделал упор на скорость и потолок - и не ошибся. В конце 1939 года самолет показал хорошие результаты, и было ясно, что с более мощными двигателями их удастся значительно улучшить.
Небольшое количество Ki-46-I (34 экз.) поступило на вооружение уже в 1941 году, но вскоре боевые части стали получать более совершенный Ki-46-II, преодолевший скоростной рубеж 600 км/ч. Долгое время Ki-46-II были практически неуязвимы для истребителей, и их выпуск продолжался до конца 1944 года (1093 экз.). Но появление новых перехватчиков заставило предпринять еще одну модернизацию самолета, в результате чего (в основном за счет более мощных двигателей) возросла его скорость, а дополнительные баки увеличили дальность. Эти машины обозначались Ki-46-III; они начали поступать в части с 1943 года и появлялись над самыми важными объектами союзников даже в 1945 году.
Технические данные самолета Ki-46-III: Размах - 14,7 м, длина - 11,5 м, взлетная масса - 6230 кг, максимальная скорость - 625 км/ч, дальность полета - 4000 км. Двигатель - Mitsubishi Ха-112-II мощностью 1500 л.с. Вооружение: два 7,7-мм пулемета в крыле.
Американские "экспонаты" <Предыдущая | Следующая> Исследовательская ракета Taurus-Tomahawk |
---|